1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

08


07


06


05


04


03


029


028


027


026


024


023


022


0211


021


019


018


015


014

описание

013


012


011


010


009


008


007

1


Бегичева Ольга Викторовна

PDF Печать E-mail

shevchenkoОбщие сведения

Окончила Астраханскую государственную консерваторию (1995) как музыковед и аспирантуру там же (2002).
Кандидат искусствоведения (2003, диссертация «Камерно-инструментальная музыка в художественном пространстве Серебряного века», научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Л.П. Казанцева), профессор  кафедры  истории  и  теории  музыки Волгоградского государственного института искусств и культуры.
Является членом Российского философского общества.
На Всероссийском конкурсе «Качественное образование – будущее нации – 2011» удостоена Диплома I степени Национальной премии в области образования «Элита Российского образования»). Лауреат (III место) I Международного конкурса «Наука о музыке - 2013». Награждена Почётной Грамотой Комитета по делам культуры Администрации Волгограда (2009). Награждена Почётной Грамотой Главы Администрации Волгоградской области (2011). Неоднократно награждалась Благодарственными письмами Комитета по образованию Администрации г. Волгограда и Волгоградского областного учебно-методического центра по образовательным учреджениям искусств и культуры.

Научная деятельность

В сфере научных интересов – история и теория музыкальных жанров и форм, музыкальная культура романтизма (поэтика музыкальной баллады романтизма, национальные особенности художественного образа мира в романтизме) и инновационные технологии в дошкольном музыкальном образовании (развитие креативности в дошкольном возрасте).
Имеет научные публикации, среди которых:
1.    Орнаментальность в искусстве Серебряного века // Взаимодействие музыки с другими искусствами: Межвуз. сб. науч. тр. / ЧВМУ(В). – Челябинск, 2000. С. 58-73.
2.    «Узор отточенный и мелкий…»: Орнаментальность в творчестве М.К. Чюрлениса // Музыкальный миллениум: искусство истории – история искусства: Сб. науч. ст. / ПГК. – Петрозаводск: Периодика, 2000. С. 81-92.
3.    Отсветы «апокалиптических зорь» Серебряного века в «Афоризмах» Д. Шостаковича // Музыкальное содержание: наука и педагогика: Материалы Всерос. науч.-практич. конференции. – Астрахань: Волга, 2002. С. 254-258.
4.     «Грезовость» художественного сознания Серебряного века и способы ее воплощения в камерно-инструментальной музыке // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы Всерос. науч.-практич. конференции. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2003. С. 232-237.
5.    Музыка и танец в искусстве Серебряного века: вопросы взаимодействия // Музыка и танец: вопросы взаимодействия: Материалы Всерос. науч.-практич. конференции. – Майкоп: Адыгейский гос. университет, 2004. С. 190-200.
6.    Между символизмом и футуризмом: стилевые искания Н. Рославца в 10-е годы ХХ века // Творчество Велимира Хлебникова и русская литература: Материалы IX Междунар. Хлебниковских чтений. – Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2005. С. 287-288.
7.    Романтический балладный сюжет и его воплощение в «Воеводе» П. Чайковского // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития: Сб. ст.: В 2 ч. – Астрахань: Изд-во АИПКП, 2006. Ч. I. С. 206-211.
8.    Литературно-музыкальные перекрестки: к проблеме жанрового канона романтической баллады // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 12. С. 461-467.  
9.    «У бездны мрачной на краю» (черты романтической балладной поэтики в «Пиковой даме» П.И. Чайковского // Проблемы музыкальной науки. 2007. № 1. С. 233-238.
10.    «А если тайны нет…?»: музыкально-художественные мистификации в «Пиковой даме» П.И. Чайковского // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия: «Социально-экономические науки и искусство». 2008. № 3 (27). С. 128-131.
11.    Сюжетные аллюзии балладного жанра в «Прекрасной мельничихе» В. Мюллера – Ф. Шуберта // Культурная жизнь Юга России. – Краснодар, 2009. № 5 (34). С. 63-67.

12.    «Повествователь» в романтической балладе «ужаса» // Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. материалов науч. чтений. – Краснодар: Изд. дом ХОРС, 2009. С. 40-52.
13.    О подготовке методического пособия по слуховому анализу для детей старшего дошкольного возраста // Образование и искусство: история, проблемы, перспективы: Сб. науч. ст. (по материалам Всерос. науч.-практич. конференции). – Астрахань: Изд-во АИПКП, 2009. С. 297-301.
14.    Категория «балладного страха» в «Лесном царе» И. Гете – Ф. Шуберта // Музыкальное образование в ХХI веке: история, традиции, перспективы, педагогика и исполнительство: Материалы Российской науч.-практич. конференции / Астрах. муз. колледж им. М.П. Мусоргского. – Астрахань, 2010. С. 89-92.
15.    Пришелец-всадник в романтической балладе «ужаса» // Вестник Волгоградского государственного института искусств и культуры. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2010. Вып. 3. С. 67-83.
16. «Слушаем музыку вместе»: экспериментальная методика диагностики и развития музыкальных задатков у детей дошкольного возраста // Как учить музыке одаренных детей. – М.: Классика-XXI, 2010. С. 109-123.
17.    Баллада в опере как проблема «текста в тексте» // Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. материалов науч. чтений. – Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.», 2012. Вып. 2. С. 61-74.
18.    Концепт «душа возлюбленной» в музыкальной балладе романтизма // Музыкальное искусство и наука в современном мире: параллели и взаимодействие: Сб. науч. статей. – Астрахань: Изд-во АИПКиП, 2012. С. 127-133.
19. Категория иррационального страха в романтической балладе ужаса// Проблемы музыкальной науки. 2012. № 2 (11). С. 47-50.
20. «Оссиановский текст» в западноевропейском музыкальном романтизме // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы VI Всерос. науч.-практич. конференции. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2012. С. 23-28.
21. «Ворон» Эдгара По в мелодраме Артура Берга: об одном балладном сюжете в истории музыкального романтизма // Наука о музыке – 2013: Сб. науч. ст. – Ханты-Мансийск: Авантаж, 2013. С. 22-29.
22. Баллада и симфоническая поэма в музыкальном искусстве романтизма: стратегия и тактика межжанрового взаимодействия // Концепт. 2014. (Современные научные исследования. Вып. 2). – http://e-koncept.ru/2014/54860.htm
23. Военная тема в Двадцать второй симфонии-балладе Н.Я. Мясковского // Концепт. 2015 (Современные научные исследования. Вып. 3). – ART 85668. – http://e-koncept.ru/2015/85668.htm. – ISSN 2304-120X.
24. Жанровые пересечения музыкального романтизма: баллада в мелодраме // Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. материалов науч. чтений. - Астрахань: Волга, 2016. Вып. 3. С. 9-44.
25. Эстетические аспекты взаимодействия искусств в романтизме: феномен оссианизма // Современные аспекты диалога литературы, музыки и изобразительного искусства в пространстве отечественной культуры. – Краснодар: Изд-во КГИК, 2018. С. 307-315 (в соавт. с А.С. Спендлер).
26. Категория «Geist eines Volkes» в национально-исторической балладе романтизма // Музыкальное искусство и образование в современном социокультурном контексте: Мат-лы Междунар. науч.-практич. конференции. В 3-х ч. Ч. I. Музыкальная культура и музыкально-художественное образование в XXI веке / Волгоградская консерватория им. П.С. Серебрякова. – Волгоград: МИРИА. 2018. С. 16-22.
27. Романтическая баллада в русском музыкальном искусстве XIX – XX вв.: жанровый обзор // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2018. № 4. С. 206-211.
28. Национально-историческая баллада в зеркале «бродячих» сюжетов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. – 2019. № 1. С. 190-196.
29. Типология сюжетов и особенности музыкальной репрезентации персонажей в табуированной балладе романтизма // Вестник Адыгейского государственного университета. 2019. № 2 (237). С. 168-174.
30. Забытый балладный сюжет американского романтизма // Южно-Российский музыкальный альманах. 2019. № 3. С. 5-10 (в соавт. с Т.С. Андрущак).
31. О траектории романтической баллады в Антологии Дж. Паракиласа «The Nineteenthсenture piano Ballade» // Культурная жизнь Юга России. 2019. № 3. С. 135-138.
32. «Обертоны» романтической баллады в творчестве современных композиторов Кубани (на примере творчества Константина Пашкова) // Наследие веков http://heritage-magazine.com/?page_id=17727
33. Инфернальный пришелец, герой-любовник или доблестный воин: образ Викинга в опусах композиторов-романтиков по балладе Г.У. Лонгфелло «Скелет в доспехах» // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2019. № 3. С. 205-212 (в соавт. с Т.С. Андрущак).


Принимает участие в Международных и Всероссийских научно-практических конференциях и конгрессах в Москве (1998, 1999, 2011), Санкт-Петербурге (2015), Астрахани (1999, 2001, 2002, 2006, 2010, 2012), Волгограде (1998 – 2018), Краснодаре (2000), Майкопе (2003), а также  внутривузовских научно-практических конференциях (1998, 2000 – 2008). Выступает с докладами: «Художественные диалоги в искусстве русского модерна (на материале жанров камерно-фортепианной музыки)» (Астрахань, 1999), «Художественные диалоги в искусстве авангарда рубежа XIX – XX веков» (Москва, 1999), «Взаимодействие художественно-эстетических направлений в зеркале жанра» (Астрахань, 2001), «Жанровый канон баллады: к постановке проблемы» (Волгоград, 2006), «Концепт “пришельца-всадника” в романтической балладе “ужаса”» (Волгоград, 2009), Категория “балладного страха” в “Лесном царе” И. Гете – Ф. Шуберта (Астрахань, Волжский 2010), «“Оссианистический текст” в западноевропейском музыкальном романтизме» (Волгоград, 2012).

Автор рецензий и отзывов на научные работы, в том числе, авторефераты кандидатских диссертаций Т.Г. Вихоревой «Хоровые концерты Д.С. Бортнянского», С.А. Мозгот «Музыкальное пространство в творчестве Клода Дебюсси», автореферат докторской диссертации А.П. Груцыновой «Западноевропейский романтический балет как явление музыкального театра», на учебные и учебно-методические пособия С.А. Мозгот «Лекции по истории зарубежной музыки», Л.П. Казанцевой «Музыкальное содержание в контексте культуры» и «Взаимодействие содержания и формы в музыке». 

Член жюри Всероссийского конкурса студенческих научных работ по музыкальному содержанию (Волгоград, 2018).

Педагогическая деятельность

Ведет курсы «Анализ музыкальных произведений», «Теория музыкального содержания», «Сольфеджио».    

Методическая деятельность

Является членом учебно-методического и редакционно-издательского совета Волгоградского государственного института искусств и культуры. На факультете повышения квалификации ВГИИК читает курсы для педагогов музыкальных школ и училищ Волгоградской области.
Руководит рядом опытно-экспериментальных площадок г. Волгограда, занимаясь внедрением авторских образовательных технологий в дошкольном образовании. Совместно с Центром повышения квалификации г. Волгограда проводит открытые методические семинары-практикумы для музыкальных руководителей по темам: «Формирование информационной компетентности педагога-дошкольника в организации занятий художественно-эстетического цикла», «Педагогика формирования восприятия музыки как самостоятельная отрасль научного знания и специфика ее преподнесения детям старшего дошкольного возраста», «Роль видеоряда в постижении смысловых структур музыкального текста», «Организованное приобщение дошкольников к музыкальному искусству: функции воспитателя и музыкального руководителя». Разработала Программы опытно-экспериментальной работы в детских дошкольных учреждениях Кировского района г. Волгограда на 2010 – 2013 г. по слушанию музыки, развитию одаренности и эмоционально-волевой регуляции средствами музыкального искусства.

Руководит рядом опытно-экспериментальных площадок г. Волгограда, занимаясь внедрением авторских образовательных технологий в дошкольном образовании. Совместно с Центром повышения квалификации г. Волгограда и Волгоградским областным информационно-методическим центром по художественному образованию проводит открытые методические семинары-практикумы для музыкальных руководителей по темам: «Формирование информационной компетентности педагога-дошкольника в организации занятий художественно-эстетического цикла», «Педагогика формирования восприятия музыки как самостоятельная отрасль научного знания и специфика ее преподнесения детям старшего дошкольного возраста», «Роль видеоряда в постижении смысловых структур музыкального текста», «Организованное приобщение дошкольников к музыкальному искусству: функции воспитателя и музыкального руководителя». Разработала Программы опытно-экспериментальной работы в детских дошкольных учреждениях Кировского района г. Волгограда на 2010 – 2013 г. по слушанию музыки, развитию одаренности и эмоционально-волевой регуляции средствами музыкального искусства. Совместно с Саратовским областным учебно-методическим центром проводит выездные семинары-практикумы для преподавателей ДМШ и ДШИ по методике внедрения авторской программы «Слушаем музыку вместе».

Автор учебно-методических пособий, посвященных проблемам музыкального содержания, в том числе:

1. Образно-содержательные линии музыкального искусства Серебряного века: Лекция по курсу «Теория музыкального содержания. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2007. 48 с.
2. Анализ музыкальных произведений: Методические указания для студентов-заочников, обучающихся по специальности 071301 «Народное художественное творчество». – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2008. 23 с.
3. О подготовке методического пособия по слуховому анализу для детей старшего дошкольного возраста // Образование и искусство: история, проблемы, перспективы: Сб. науч. ст. – Астрахань: Изд-во АИПКП, 2009. С. 297-301.
4. Слушаем музыку вместе: Уч.-методич. пособие по слушанию музыки для детей старшего дошкольного возраста». – Волгоград: Бланк, 2010. Ч. I. 68 с. + CD, DVD; 2011. Ч. II. 74 с. + CD, DVD; 2012. Ч. III. 44 с. + DVD).
5. Музыкальная форма: контрольно-измерительные материалы для направлений подготовки: 53.03.03 (073400) Вокальное искусство, 53.03.04 (073700) Искусство народного пения, 53.03.05 (073500) Дирижирование, 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство. – Волгоград: Бланк, 2016. 43 с.
6. Развитие метроритмических представлений в интерактивной игре на уроках по теории музыки и сольфеджио: методич. пособие для студентов направления подготовки 51.03.02 Народная художественная культура. – Волгоград: Бланк, 2016. 19 с.
7. Слушаем музыку вместе: Уч.-методич. пособие по слушанию музыки для детей старшего дошкольного возраста. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2013. Ч. 1. Изд. 2-е, перераб. и доп. 103 с. + 2 CD.
8. Музыки веселые шаги: Уч.-методич. пособие для детей старшего дошкольного возраста. – Волгоград: Бланк, 2013. 60 с. (в соавт. с О.К. Мельничук).

Эксперт лицензионной образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей г. Волгограда.




Статистика

Пользователи : 142
Статьи : 93
Просмотры материалов : 889153