1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Наука

В последние десятилетия на «древе» отечественного музыкознания интенсивно разрастается ветвь, именуемая «музыкальным содержанием». Это – актуальное научное направление, исследующее образно-художественную сторону музыки. Имеющее в прошлом столь весомые достижения, как труды Б.Л. Яворского, А.Ф. Лосева и Б.В. Асафьева, позже Л.А. Мазеля, В.В. Медушевского, М.Г. Арановского и других отечественных и зарубежных авторов, оно активно поддерживается и продвигается усилиями большого числа как авторитетных, так и молодых ученых.

В наше время проблематика музыкального содержания притягивает к себе многих исследователей. Однако, пожалуй, наиболее последовательно и плодотворно она развивается в трех реально существующих научных школах – Москвы (под эгидой доктора искусствоведения, профессором В.Н. Холоповой), Уфы (в «Лаборатории музыкальной семантики», возглавляемой доктором искусствоведения, профессором Л.Н. Шаймухаметовой) и Астрахани-Волгограда.

В Южно-Российском регионе под руководством доктора искусствоведения, профессора  Л.П.Казанцевой оформилась научная школа, ядро которой образовала проблемная научно-исследовательская Лаборатория музыкального содержания. В многочисленных трудах исследователя сложилась концепция теории музыкального содержания, заключающаяся в видении музыкального содержания как художественной сущности произведения, на воплощение и обнаружение которой прямо или косвенно направлено в музыкальном произведении всё, чем оно располагает. При этом сложная структура содержания, сформированная в композиторском опусе, корректируется исполнителем и слушателем, испытывает на себе мощное воздействие музыкальной культуры, художественной культуры, духовной культуры.

Эта концепция определила основную тему творческого коллектива: «Содержание музыкального произведения как феномен культуры». В ее рамках С.А. Мозгот изучает пространственный аспект музыкального содержания, О.Ю. Осадчая – мифологичность в музыке, О.В. Шепшелева – выразительность звука в хоровом творчестве современных отечественных композиторов.

В поле зрения сотрудников Лаборатории находятся тематические сферы музыки: Т.С. Андрущак – мемориальность в музыке, М.В. Сальниковой – воплощение в музыкальном произведении темперамента человека (в том числе и самого композитора).

Музыкальное содержание исследуется в жанровом ракурсе. Художественно-содержательные особенности фуги в творчестве отечественных композиторов ХХ века привлекают  И.И. Васирук, музыкальная баллада романтизма – О.В. Шевченко, концептуально-содержательное начало западноевропейской симфонии ХХ века – О.В. Шмакову.

Представлен и стилевой аспект музыкального содержания. В этом ключе О.А. Бозина показывает семантику тональности в оперном творчестве Н.А. Римского-Корсакова, О.И. Луконина – эволюцию творчества М.О. Штейнберга, Д.А. Рахимова – ориентальные мотивы в творчестве С.В. Рахманинова, И.В. Савина – вариативность в музыке Ф. Листа.

Участники Лаборатории пытаются постичь и процессы влияния на музыкальное содержание других видов искусства. Под таким углом зрения на него смотрят С.С. Севастьянова, специализирующаяся на музыкальном видеотеатре, и П.С. Волкова, усматривающая феномен реинтерпретации в музыке и других видах искусства.

В ряде исследований проблемы теории музыкального содержания поднимаются не как самостоятельные, а – в виде методологической основы, необходимой для рассмотрения одного или нескольких вопросов более крупной научной темы. Таковая понадобилась Е.А. Гущиной, осуществляющей историко-культурологический срез музыки, Г.Н. Бескровной, отыскивающей семантические и асемантические элементы в процессе исполнения музыкального произведения.

В исследование сущностного начала музыки вовлекаются и студенты. Направляемые педагогами, они выступают на научно-практических конференциях. Л.П. Казанцевой подготовлены студенческие доклады «Воплощение ориентальной тематики в камерно-вокальных произведениях М.А. Балакирева» С.Н. Агеевой-Грамович и «“Язык чувств” в клавесинных пьесах Ф. Куперена» Т.В. Матвеевой на IV Международном научном конгрессе «Наука, искусство, образование в культуре III тысячелетия» 9 апреля 2008 г., ВГИИК, а также «Хрестоматия по музыкальному содержанию для ДМШ» М.Н. Рогозинской на IV научных чтениях по музыкальному содержанию 23 августа 2010 г., Волгоград; О.И. Лукониной – доклады «Музыкальное воплощение евангелистской темы “Семи слов Спасителя на Кресте”» А.С. Антоновой, «Идея всемирного братства в искусстве (от Л. ван Бетховена к Б.А. Циммерману)» Л.А. Головченко, «Механическая музыка: образы и художественные смыслы» А.В. Фатеевой на IV Всероссийской научно-практической конференции «Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития» 3 июня 2010 г., ВГИИК.

Возглавляя научные студенческие общества в своих вузах, О.И. Луконина, С.А. Мозгот и О.В. Шмакова заинтересовывают молодых музыкантов и стимулируют их самостоятельную поисковую работу. Руководимые ими студенты публикуются в научных изданиях, делают устные сообщения, участвуют в творческих вечерах и других «неакадемических» проектах.

Общественный резонанс получили проводимые в рамках работы НСО Волгоградского института искусств им. П.А. Серебрякова (руководитель – О.В. Шмакова) открытые лектории по проблемам музыкального содержания: «О духовном в искусстве» (2009) и «Вечные темы в искусстве» (2010), в которых перед аудиторией выступают преподаватели.



П О Л О Ж Е Н И Е
о Всероссийском конкурсе научных студенческих работ по музыкальному содержанию
Проблемная научно-исследовательская лаборатория музыкального содержания Волгоградского государственного института искусств и культуры, кафедра междисциплинарных специализаций музыковедов Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, Проблемная научно-исследовательская лаборатория музыкальной семантики Уфимского государственного института искусств им. Загира Исмагилова и журнал «Проблемы музыкальной науки» (“Music Scholarship”) проводят конкурс научных студенческих работ по музыкальному содержанию, приуроченный к 10-летию Лаборатории музыкального содержания.
Цель конкурса – привлечь внимание молодежи к изучению образно-художественной стороны музыки.
Участники конкурса. В конкурсе могут участвовать студенты образовательных организаций высшего образования (музыкальных вузов, вузов искусств и культуры, консерваторий, классических университетов и др.), обучающиеся по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, специалитета, магистратуры укрупненной группы направлений подготовки и специальностей «Искусство и культура». Участие в конкурсе бесплатное.
Рассматриваются работы, посвященные исследованию широкого спектра вопросов, касающихся выразительно-смыслового начала музыки: музыкальная семантика, музыкальная поэтика, специальное и неспециальное музыкальное содержание, эмоция в содержании музыки, музыкальная интонация, выразительность элементов музыки, музыкальный образ, музыкальная драматургия, тема и идея музыкального произведения, автор в музыкальном содержании, подтекст, музыкальное содержание в исполнительской интерпретации и слушательском восприятии, историческая эволюция музыкального содержания, интертекстуальность, смысловой аспект взаимодействия музыки с другими видами искусства и т. д.
Сроки проведения конкурса. Материалы участника конкурса высылаются до понедельника 5 ноября 2018 г. Итоги конкурса подводятся до 15 декабря 2018 года. Дипломы победителей высылаются электронной почтой после 15 декабря 2018 года.
Оргкомитет конкурса:
Председатель – кандидат педагогических наук, доцент, и.о. ректора Волгоградского государственного института искусств и культуры Александр Геннадьевич Веденеев
Члены оргкомитета – кандидат философских наук, профессор, проректор по научной работе, зав. кафедрой истории и теории музыки Елена Александровна Гущина
кандидат искусствоведения, доцент Института искусств Адыгейского государственного университета Светлана Анатольевна Мозгот
Жюри конкурса:
Председатель – доктор искусствоведения, профессор Астраханской государственной консерватории и Волгоградского государственного института искусств и культуры, зав. Проблемной научно-исследовательской лабораторией музыкального содержания Волгоградского государственного института искусств и культуры Людмила Павловна Казанцева
Члены жюри – кандидат искусствоведения, профессор Волгоградского государственного института искусств и культуры Ольга Викторовна  Бегичева
доктор искусствоведения, доктор философских наук, кандидат филологических наук, профессор Кубанского государственного аграрного университета Полина Станиславовна Волкова
доктор искусствоведения, профессор Волгоградского государственного института искусств и культуры Оксана Игоревна Луконина
доктор искусствоведения, профессор, зав. кафедрой междисциплинарных специализаций музыковедов Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Валентина Николаевна Холопова
доктор искусствоведения, профессор, зав. Проблемной научно-исследовательской лабораторией музыкальной семантики Уфимского государственного института искусств им. Загира Исмагилова, главный редактор журнала «Проблемы музыкальной науки» Людмила Николаевна Шаймухаметова
Предоставление конкурсных материалов. Каждый участник высылает 2 файла в формате Word: один – с конкурсной работой, другой – со сведениями об участнике и научном руководителе конкурсанта. Материалы направляются по адресу Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript или Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Файл с конкурсной работой должен включать в себя титульный лист с названием и девизом (исключаются указания на автора, учреждение, город и т.д.); текст работы, набранный 14 кеглем с полуторным межстрочным интервалом и полями 2 см; список использованной литературы, оформленный по ГОСТу (ГОСТ 7.0-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила выполнения»); нотные и другие приложения (если необходимы). Общий объем текста – от 8 до 16 страниц. В наименовании файла называется девиз работы.
В отдельном файле указываются сведения об участнике и его научном руководителе (анкета прилагается).
Порядок рассмотрения работ. Оценка работ проводится анонимно. Рецензии не высылаются. По итогам проведения конкурса определяются лауреаты и дипломанты. Работа, удостоенная I места, будет бесплатно опубликована в журнале «Проблемы музыкальной науки» (“Music Scholarship”), входящем в список ВАК и международную информационную базу SCOPUS http://journalpmn.com/index.php/PMN. Результаты работы жюри будут размещены на сайте Волгоградского государственного института искусств и культуры  http://вгиик.рф/index.php/ru/ и сайте Лаборатории музыкального содержания http://muzsoderjanie.ru .
Контактная информация:
Председатель оргкомитета – Александр Геннадьевич Веденеев 8 (8442) 97-48-84,
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Член оргкомитета – Елена Александровна Гущина 8 (8442) 97-48-84, 8 902 312 30 06  Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Председатель жюри – Людмила Павловна Казанцева 8 927 569 31 61 Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript


ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

о Международном конкурсе студенческих работ
«Музыкальная культура России и Италии: пересечения и взаимодействия»


Associazione culturale «MASSIMO GORKI» qia ITALIA-URSS (Италия)
Центр популяризации современной музыкальной культуры (Россия)
Волгоградский государственный институт искусств и культуры
Проблемная научно-исследовательская лаборатория музыкального содержания Волгоградского государственного института искусств и культуры
Кафедра музыкального воспитания и образования
Института музыки, театра и хореографии
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

проводят конкурс студенческих работ в рамках Международного фестиваля «Русские ассамблеи в Неаполе».

Цель конкурса – привлечь внимание молодежи к музыкальной культуре России и Италии.

Участники конкурса. В конкурсе могут участвовать студенты образовательных учреждений высшего образования (консерваторий, вузов искусств и культуры, факультетов музыки классических университетов и др.), обучающиеся по образовательным программам высшего образования – бакалавриата, специалитета, магистратуры и – студенты музыкальных колледжей и колледжей искусств. Рассматриваются
а) научные работы, посвященные исследованию широкого спектра вопросов, касающихся русской и итальянской музыкальных культур (музыка и другие искусства в России и Италии, русская музыка за рубежом, русская музыка в Италии и итальянская – в России, творчество композиторов современной России и Италии, деятельность русских музыкантов, музыковедов и критиков за рубежом и т. п.);
б) музыкально-критические работы (обзоры музыкальной и музыкально-театральной жизни; характеристика деятельности музыкально-творческих организаций; анализ событий концертной и музыкально-театральной жизни, звукозаписей, публикаций книг о музыке; творческие портреты музыкантов и т. п.).

Сроки проведения конкурса. Материалы участника конкурса высылаются до понедельника 16 марта 2020 г. Подведение итогов конкурса состоится 20-27 апреля 2020 г. в г. Неаполе (Италия) в ходе IV Международной конференции «Музыкальная культура России и Италии: пересечения и взаимодействия». Дипломы победителей и сертификаты участников высылаются электронной почтой после 1 мая 2020 года. Участники конкурса могут выступить с докладом в конференции в Неаполе. Работы победителей конкурса будут опубликованы в материалах IV Международной научно-практической конференции «Музыкальная культура России и Италии: пересечения и взаимодействия» бесплатно.

Оргкомитет конкурса: Председатель – исполнительный директор Центра популяризации современной музыкальной культуры, доктор искусствоведения, профессор Института музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Елена Николаевна Яковлева
Члены оргкомитета – Президент Ассоциации культуры «Максим Горький», сенатор Луиджи Марино
кандидат философских наук, профессор, проректор по научной работе, зав. кафедрой истории и теории музыки Волгоградского государственного института искусств и культуры Елена Александровна Гущина
член Ассоциации культуры «Максим Горький» Адриана Трапани.

Жюри конкурса:
Председатель – доктор искусствоведения, профессор Астраханской государственной консерватории и Волгоградского государственного института искусств и культуры, преподаватель Астраханского музыкального колледжа им. М. П. Мусоргского, зав. Проблемной научно-исследовательской лабораторией музыкального содержания Волгоградского государственного института искусств и культуры, академик МАИ и РАЕ, Заслуженный деятель науки и образования РАЕ, член Союза композиторов России Людмила Павловна Казанцева
Члены жюри – доктор искусствоведения, доктор философских наук, кандидат филологических наук, профессор Краснодарского высшего военного училища им. генерала армии С. М. Штеменко и Института музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, член Союза композиторов России Полина Станиславовна Волкова кандидат искусствоведения, доцент, преподаватель Гродненского государственного музыкального колледжа и Гродненского государственного университета им. Янки Купалы (Белоруссия) Инесса Федоровна Двужильная
доктор искусствоведения, профессор, и.о. ректора Волгоградского государственного института искусств и культуры Оксана Игоревна Луконина
доктор искусствоведения, профессор Института музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Заслуженный деятель науки и образования РАЕ, член Союза композиторов России и Санкт-Петербурга Галина Петровна Овсянкина

Предоставление конкурсных материалов. Каждый участник высылает 2 файла в формате Word: один – с конкурсной работой, другой – со сведениями об участнике и научном руководителе (консультанте) конкурсанта. Материалы направляются по адресу Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript или Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Файл с конкурсной работой должен включать в себя титульный лист с названием, девизом (исключаются указания на автора, учреждение, город и т.д.), информацией о жанре (научная или критическая), программе обучения студента (вуз – специалитет, бакалавриат, магистратура – или колледж) и курсе; текст работы на русском языке, набранный 14 кеглем с полуторным межстрочным интервалом и полями 2 см; для научного проекта – список использованной литературы, оформленный по ГОСТу (ГОСТ 7.0-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила выполнения»); нотные и другие приложения (если необходимы). Общий объем текста – от 8 до 16 страниц. В наименовании файла называется девиз работы.

В отдельном файле указываются сведения об участнике и его научном руководителе или консультанте (анкета прилагается).
Получив подтверждение о получении конкурсных материалов и реквизиты банковского счета, участник высылает сканер квитанции об оплате вступительного взноса в размере 1 500 руб. Порядок рассмотрения работ. Оценка работ проводится анонимно. Текст будет подвергнут проверке на наличие некорректных заимствований. Рецензии не высылаются. По итогам проведения конкурса определяются лауреаты и дипломанты. Результаты голосования жюри будут размещены на сайтах Волгоградского государственного института искусств и культуры http://вгиик.рф/index.php/ru/, Лаборатории музыкального содержания http://muzsoderjanie.ru и Международного фестиваля «Русские ассамблеи в Неаполе».
Контактная информация:
Председатель оргкомитета – Елена Николаевна Яковлева 8 920 703 25 39
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Член оргкомитета – Елена Александровна Гущина 8 (8442) 97-48-84, 8 902 312 30 06 Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Председатель жюри – Людмила Павловна Казанцева 8 927 569 31 61
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript


А Н К Е Т А
участника Международного конкурса студенческих работ
«Музыкальная культура России и Италии: пересечения и взаимодействия»


Конкурсная работа Девиз
Наименование
Жанр (научная или критическая)
Участник Фамилия, имя, отчество
Специальность/направление подготовки, кафедра, отделение
Программа обучения – вуз (специалитет, бакалавриат, магистратура) или колледж
Учебное заведение
Курс
Номер телефона
Электронный адрес
Научный руководитель
(консультант) Фамилия, имя, отчество
Ученая степень
Ученое звание
Место работы
Должность
Номер телефона
Электронный адрес

В АНКЕТЕ ДОЛЖНО БЫТЬ 3 КОЛОНКИ: В ЛЕВОЙ 3 РУБРИКИ (КОНК. РАБОТА, УЧАСТНИК. НАУЧ. РУК.), В СРЕДНЕЙ - весь основной текст, ПРАВАЯ ПУСТАЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКОМ.




ИТОГИ КОНКУРСА НАУЧНЫХ СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ

ПО МУЗЫКАЛЬНОУ СОДЕРЖАНИЮ


Осенью 2018 года в России впервые прошел конкурс научных студенческих работ по музыкальному содержанию, приуроченный к 10-летию Лаборатории музыкального содержания. Его учредителями стали Проблемная научно-исследовательская лаборатория музыкального содержания Волгоградского государственного института искусств и культуры, кафедра междисциплинарных специализаций музыковедов Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, Проблемная научно-исследовательская лаборатория музыкальной семантики Уфимского государственного института искусств им. Загира Исмагилова и журнал «Проблемы музыкальной науки» (“Music Scholarship”).

В конкурсе приняли участие молодые исследователи из Московской государственной консерватории, Петербургской государственной консерватории, Уфимского государственного института искусств, Петрозаводской государственной консерватории, Саратовской государственной консерватории, Астраханской государственной консерватории, Волгоградской консерватории, Волгоградского государственного института искусств и культуры.

Работы студентов были посвящены изучению широкого спектра вопросов, касающихся выразительно-смыслового начала музыки: музыкальная семантика, музыкальная поэтика, музыкальная интонация, выразительность элементов музыки, музыкальный образ, музыкальная драматургия, историческая эволюция музыкального содержания, смысловой аспект взаимодействия музыки с другими видами искусства и т. д.

Поданные материалы рассматривало жюри, в состав которого вошли ведущие специалисты в области музыкального содержания: 

Председатель – доктор искусствоведения, профессор Астраханской государственной консерватории и Волгоградского государственного института искусств и культуры, зав. Проблемной научно-исследовательской лабораторией музыкального содержания Волгоградского государственного института искусств и культуры Л. П. Казанцева 

Члены жюри – кандидат искусствоведения, профессор Волгоградского государственного института искусств и культуры О. В. Бегичева 

доктор искусствоведения, доктор философских наук, кандидат филологических наук, профессор Кубанского государственного аграрного университета П. С. Волкова

доктор искусствоведения, профессор Волгоградского государственного института искусств и культуры О. И. Луконина

доктор искусствоведения, профессор, зав. кафедрой междисциплинарных специализаций музыковедов Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского В. Н. Холопова

доктор искусствоведения, профессор, зав. Проблемной научно-исследовательской лабораторией музыкальной семантики Уфимского государственного института искусств им. Загира Исмагилова, главный редактор журнала «Проблемы музыкальной науки» Л. Н. Шаймухаметова

Рецензирование рукописей проводилось анонимно.

По итогам конкурса определились победители:


Лауреат I степени – П. Ш. Шамхалова (Астрахань)

Лауреат II степени – Л. Т. Юнусова (Уфа)

Лауреат III степени – В. Е. Карасева (Петрозаводск)

Дипломант – И. Д. Поршнев (Москва)

Дипломант – С. В. Сысолятина (Петрозаводск)

Дипломант  – С. А. Подшивалова (Волгоград)


Расценив профессиональный уровень поданных на конкурс текстов как довольно высокий, жюри сочло возможным лучшие из них рекомендовать к бесплатной публикации: работу лауреата I степени – в журнале «Проблемы музыкальной науки», работы лауреатов II и III степеней, а также дипломантов конкурса – в новом журнале «Искусство. Культура. Образование. Научные исследования».


Искренне поздравляем победителей конкурса и желаем новых научных достижений!