1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

08


07


06


05


04


03


029


028


027


026


024


023


022


0211


021


019


018


015


014

описание

013


012


011


010


009


008


007

1


Мозгот Светлана Анатольевна

PDF Печать E-mail

22 src=http://www.muzsoderjanie.ru/images/stories/mozgot1.jpgОбщие сведения

Окончила Астраханскую государственную консерваторию по специальности «Музыковедение» (2000) и аспирантуру там же (2005).
Кандидат искусствоведения (2006, диссертация «Музыкальное пространство в творчестве Клода Дебюсси», научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Л.П. Казанцева),  доцент.
Дипломант I Всероссийского конкурса «Наука о музыке: Слово молодых ученых» (Москва – Казань 2004).
Зав. кафедрой теории, истории музыки и методики музыкального воспитания Института искусств Адыгейского государственного университета.

Научная деятельность

Сфера научных интересов: теория музыкального содержания, музыкальная эстетика, пространство и время в искусстве.

Имеет научные публикации:
1.    Отражение пространства в музыке ХХ века // Ab ovo. – Майкоп. 2001. № 2. С. 175-177.
2.    Пространственность интонации в творчестве Клода Дебюсси (на примере фортепианного цикла прелюдий) // Музыкальное содержание: наука и педагогика: Материалы Всерос. науч.-практич. конференции. – Астрахань: Волга, 2002. С. 231-236.
3.    Пространственно-временное восприятие Востока и его отражение в творчестве К. Дебюсси // Ab ovo. – Майкоп. 2002. № 3. С. 210-218.
4.    Восток-Запад: межкультурные взаимодействия в творчестве К. Дебюсси // Наука, искусство, образование в культуре III тысячелетия: Материалы Междунар. науч. конференции. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. С. 290-294.
5.    Синтез как основа смысловой множественности отражения пространства и времени в музыке // Синтез в русской и мировой художественной культуре. – М.: Литера, 2003. С. 103-106.
6.    Ontology of space and time in art and culture: study of space in music // Abstracts of the 5th Triennial Conference of the European Society for the Cognitive Sciences of Music (ESCOM). – Hanover: University of Music and Drama, 2003. P. 245.
7.    Онтология пространства и времени в искусстве и культуре // Ab ovo. – Майкоп. 2003. № 4. С. 264-270.
8.    Музыка в структуре Бытия // Философские проблемы музыкознания. – Астрахань: АГК, 2003. С. 55-79.
9.    Движение и пространство в музыке // Музыка и танец: вопросы взаимодействия. Материалы Всерос. науч.-практич. конференции. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2004. С. 210-215.
10.    Пространственность музыкальной интонации К. Дебюсси // Наука о музыке: Материалы I Всероссийского конкурса научных работ молодых учёных в области музыкального искусства. – Казань: Изд-во КГК им. Н.Г. Жиганова, 2004. С. 254-281.
11.    Особенности организации музыкального пространства К. Дебюсси на интонационно-семантическом уровне // Культурная жизнь Юга России. 2006. № 4. С. 11-12.
12.    К проблеме исследования моделей концептуального пространства в музыке К. Дебюсси // Проблемы музыкальной науки. 2007. № 1. С. 78-89.

13.    Образ «героя» в оперном творчестве Д. Шостаковича // Творчество Д.Д. Шостаковича в контексте мирового художественного пространства: Сб. ст. по материалам Междунар. науч. конференции. – Астрахань: Изд-во АИПКП, 2007. С. 177-182.
14.    Специфика исследования пространства в музыке: к проблеме включения аналитического метода // Вестник Адыгейского государственного университета. – Майкоп, 2007. № 2. С. 311-319.
15.    Отражение категории пространства-времени в творчестве А. Готова и М. Хупова // Музыкальная летопись российских регионов. – Майкоп: Аякс, 2007. С. 156-164.
16.    Отражение эстетики Востока в организации музыкального пространства в творчестве Клода Дебюсси // Восток-Запад: этническая идентичность и традиционное музыкальное наследие как диалог цивилизаций и культур: Сб. ст. – Астрахань: Изд-во АИПКП, 2008. С. 256-260.
17.    Cемантика образов-«двойников» в фортепианном цикле «Карнавал» Р. Шумана // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития: Сб. ст. – Астрахань: Изд-во АИПКП, 2008. С. 117-123.
18.    Особенности художественного отражения пространства в музыкальной драматургии западноевропейской музыки ХIII – ХХ веков // Наука, искусство, образование в культуре III тысячелетия: Материалы IV Междунар. науч. конгресса. – Волгоград:  Волгогр. науч. изд-во, 2008. 120-128 с.
19.    Особенности организации художественного пространства в фортепианном цикле Р. Шумана «Карнавал» // Музыкального содержание: пути исследования: Сб. материалов науч. чтений. – Краснодар: Изд. дом ХОРС, 2009. С. 62-80.
20.    Музыкальное пространство в творчестве Клода Дебюсси: Монография. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2008. 202 с.
21.    Влияние приёмов различных видов искусства на организацию концептуального пространства в творчестве Клода Дебюсси // Музыка ХХ века в ряду искусств: параллели и взаимодействия: Сб. ст. – Астрахань: Изд-во АИПКП, 2008. С. 148-156.
22.    Исследование топологии мотивов Сфинксов в фортепианном цикле «Карнавал» Р. Шумана // Проблемы современного музыкального образования: Материалы Междунар. науч.-практич. конференции. – СПб.: РГПУ, СГК, 2008. С. 134-136.
23.    Переживание пространства в музыке XVIII-XX веков // Музыкальное искусство и наука в XXI веке: история, теория, исполнительство, педагогика: Материалы Всерос. науч. конференции, посвящённой 40-летию Астраханской консерватории. – Астрахань: 2009. С. 122-127.
24.    Идиллический топос в «Снегурочке» Н.А. Римского-Корсакова: координаты, признаки и свойства // Образование и искусство: История, проблемы, перспективы: Сб. науч. ст. (по материалам Всерос. науч.-практич. конференции). – Астрахань: Изд-во АИПКП, 2009. С. 307-311.
25.    К проблеме исследования индивидуального пространства в музыке XVII – XX вв. // Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании 2009. – Одесса: УКРНИИМФ, Черноморье, 2009. Т. 24. С. 63-67.
26.    К проблеме стилевого, жанрового и тематического своеобразия гъыбзэ в творчестве А. Готова // Интегративная психология и педагогика искусства в полиэтническом регионе. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2009. Вып. 3. 234-247.
27.    Тема сакрального в ранних «волшебных» операх Н.А. Римского-Корсакова // Интегративная психология и педагогика искусства в полиэтническом регионе. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2009. Вып. 4. 139-143.
28.    Приемы активизации межчувственных ассоциаций в творчестве К. Дебюсси // Музыкальное искусство: история и современность: Сб. науч. ст. к 40-летию АГК. – Астрахань: Изд-во АИПКП, 2009. С. 25-27.
29.    Феномен дуализма в организации концептуального пространства ранних «волшебных» опер Н.А. Римского-Корсакова // Вестник Адыгейского государственного университета. – Майкоп. 2009. № 2. С. 243-249.
30.    Паломничество к образу рая: миры-«перевёртыши» в опере «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова // Вестник Адыгейского государственного университета. – Майкоп. 2009. № 3. С. 271-278.

31.    Оптимизация взаимодействия специалистов в системе профессионального художественного образования (школа – вуз) // Проблемы модернизации художественного образования. – Майкоп: ИП Магарин О.Г., 2009. С. 52-57.
32.    Индивидуальное пространство в искусстве: к проблеме соотношения внутреннего и внешнего миров // Интегративная психология и педагогика искусства в полиэтническом регионе: Материалы V Междунар. конференции. – Майкоп: ИП Магарина О.Г., 2010. С. 119-125.
33.    Индивидуальное пространство в инструментальной музыке Л. Бетховена // Современные направления теоретических и прикладных исследований 2010. – Одесса: УКРНИИМФ, Черноморье, 2010. Т. 27. С. 55-59.
34.    Интегративность в системе вузовского музыкально-педагогического образования // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы IV Всерос. науч.-практич. конференции. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2010. С. 11-14.
35.   Некоторые   аспекты   исследования   индивидуального пространства  в  искусстве  //  Музыкальное  образование  в  XXI веке: история,   традиции,   перспективы,   педагогика   и  исполнительство: Материалы Российской науч.-практич. конференции / Астрах. муз. колледж им. М.П. Мусоргского. – Астрахань, 2010. С. 80-85.
36. Концепты пространства и времени в опере Н.А. Римского-Корсакова
«Сказка о царе Салтане...» // Вестник Адыгейского государственного университета: серия «Филология и искусствоведение». – Майкоп. 2011. № 2. С. 177-185.
37. Обрядово-ритуальное начало в опере Н.А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане" // Интегративная психология и педагогика искусства в полиэтническом регионе: Сборник материалов международной научно-практической конференции. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2011. С. 181-187.
38. Отображение ландшафтов в музыке XVIII – ХХ вв.: эстетические и содержательные функции // Вулканизм, биосфера и экологические проблемы: Материалы VI Междунар. науч. конференции. – Майкоп-Туапсе: АГУ, 2011. С. 353-356.
39. Интимное пространство в музыке XVII - XIX вв.: способы выражения и признаки // Вестник Адыгейского государственного университета. 2011. № 4 (90). С. 236-243.

40.    Ontology of Space in Musical Texts by C. Debussy // Music and Paper. Music and Screen. Belgrade: Department of Musicology University of Art, Ministry of Education and Science of the Republic of Serbia, 2012. P. 20-21.

41.    Информационные технологии в развитии высшей школы: индекс научного цитирования // Проблемы преподавания музыкально-исполнительских дисциплин. Майкоп: АГУ, 2011. Вып.2. С. 157-167.
42.    Пространство личности: признаки и способы выражения в музыке // Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. материалов науч. чтений. – Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.», 2012. Вып. 2. С. 33-46.
43.    Образ большой и малой Родины в творчестве Мурата Хупова: (статья) // Летопись музыкальных регионов. – Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.», 2012. – С. 55-60.
44.    Диалог Востока и Запада в творчестве Аслана Готова: (статья) // Летопись музыкальных регионов. – Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.», 2012. – С. 60-67.
45.     Пространство личности и национальная картина мира в «Сказании о невидимом граде Китеже и деве Февронии Н.А. Римского-Корсакова: (статья) // К 100-летию Зейнуллы Шашкина: Материалы междунар. конференции. – Павлодар: ПГПИ, 2012. – С. 77-81.
46.     Модели концептуального пространства произведения в свтете когнитивной теории сохранения информации // Музыкальное искусство и наука в современном мире: параллели и взаимодействие: Сб. науч. статей. – Астрахань: АИПКиП, 2012. С. 74-81.

47.    Ontology of Space in Claude Debussy's Sheet Music // New Sound: International Magazine for Music. – Belgrade: Department of Musicology. Faculty of Music. 2012. № 40 (2). Pр. 209-219.

48.    Персональное пространство в музыке: концептуальная модель «Я – Я» // Вестник Адыгейского государственного университета. – Майкоп. 2013. № 1(114). С. 189-196.

49.    Category of Space in the 20th Century Music // Music Science Today: the permanent and the changeable: abstracts of the 9th International Scientific Conference. – Daugavpils: Daugavpils University Press "Saule", 2014. PP. 18-19.
50. Персональное пространство в музыке: концепт «Я-Ты» в романсах-«приветствиях»// Вестник Адыгейского государственного университета. – Майкоп. 2014. № 2 (140). С. 291-297.    
Концептуальное пространство в музыке композиторов ХХ века // Проблемы музыкальной науки. 2014. № 4 (17). С. 20-24.
51.    Персональное пространство в музыке: концепт «Я-Ты» в коммуникативной модели "послание" // Дом Бургановых: пространство культуры. 2014. № 3. С. 167-175.
52.    Персональное пространство в музыке: концепт «Я-Ты» в коммуникативной модели "послание" // Дом Бургановых: пространство культуры. 2014. № 3. С. 167-175.

53.    Проблемы внедрения программы «Музыкальная культура и искусство» подготовки магистров // Концептуальные проблемы художественной педагогики высшей школы: Коллективная монография. – Мелитополь: Державний пед. ун-т iм. Б. Хмельницького, 2014. С. 32-36.
54.    Архетип «Я-Ты» в коммуникативной модели «любовное воззвание» // Музыкальное искусство и наука в ХХI веке: история, теория, исполнительство, педагогика: Материалы Междунар. конференции. – Астрахань: АИПКиП, 2014. С. 257-261.
55.    Понятие «социальное пространство» в современном отечественном музыкознании // Региональные культурные, художественные практики: Материалы Междунар. науч.-практич. интернет-конференции. – Мелитополь: Переяслав-Хмельницкий державний пед. ун-т iм. Г. Сковороди, 2014. С. 59-63.
56.    Академическая и национальная музыка в современном европейском культурном пространстве: диалог или конфронтация // История и современность: музыкальное образование на постсоветском пространстве: опыт, проблемы, перспективы. – Курск-Пермь: Изд.-во КГУ-ПГГПУ, 2014. С. 280-285.
57.    Содержание дисциплины «Современные проблемы теории музыкального искусства» в подготовке магистров по программе "Музыкальная культура и искусство» // Институализация содержания и организации условий инновационной образовательной среды высшей педагогической школы. – Павлодар: Павлодарский гос. пед. институт, 2014. С. 235-239.

58.    Structural and Functions of Mental Attitude in the Formation of the Value System of the Professional Musician // Mediterraneon Journal of Social Sciences (MCSER Publishing, Rom-Italy). Vol. 6. № 5 S1 September 2015. P. 488-493 (в соавторстве с Р. Хунаговым и В. Мозготом).
59.    Social Space and Its Varieties in Music: to the Problem of Archetypes // Mediterraneon Journal of Social Sciences (MCSER Publishing, Rom-Italy). Vol. 6. № 5 S1 September 2015. P. 553-559 (в соавторстве с В. Мозготом).
60.    Phenomenon of the "Own" and "Strange" in Shaping the Musical Space: From the Material to the Meaning: abstracts // Аbstracts of the 10th International Scientific Conference “Music Science Today: the permanent and the changeable”. – Daugavpils: Daugavpils University Academic Press “Saule”, 2015. Р. 15-16.
61.    Semantics of Folklore in the Works of Aslan Gotov (Adyghea Republic): Abstract // Folclor si Postfolclor in Contemporaneitate. – Chisinau: Grafema Libris, 2014. P. 43-44.
62.    Semantics of Folklore in the Works of Aslan Gotov (Adyghea Republic) // Folclor si Postfolclor in Contemporaneitate. – Chisinau: Grafema Libris, 2014. P. 224-228.
63.    К проблеме отражения публичного пространства в музыке: образ публики или толпы – генезис и эволюция // Музыкальное искусство и наука в современном мире: Сб. ст. – Астрахань: АИПКП, 2015. С. 72-76.

64.    Приемы моделирования персонального пространства в камерно-вокальных произведениях романтиков // Музыкальное содержание: пути исследования: Сб. материалов науч. чтений. – Астрахань: Волга, 2016. Вып. 3. С. 45-57.
65.    «Universal» and «individual» models of personal space in music of classical-romantic tradition: abstract // Historical Heritage and Challenges of the Present. – Chisinau (Moldavia): Grafema Libris, 2016. P. 73-74.
66.    Сategory of Space in Music of Composers of the Twentieth Century // Music Science Today: the permanent and the changeable: Materials of the 11th International Scientific Conference. – Daugavpils (Latvia): Daugavpils University Academic Press “Saule”, 2016. Р. 179-186.
67.    Perspective in music: Forms and Ways of Expression // Аbstracts of the 11th International Scientific Conference “Music Science Today: the permanent and the changeable”. – Daugavpils (Latvia): Daugavpils University Academic Press “Saule”, 2016. Р. 11-12.
68.    Феномен публичного пространства в музыке: концепт «Мы» // Вестник Адыгейского университета. Раздел «Филология и музыковедение». 2016.  № 2 (177). С. 256-262.
69.    К проблеме исследования системных свойств категории пространства в музыке // Проблемы музыкальной науки. 2017. № 1 (26). С. 39-45.
70.    Conceptual models of public space in the music of 19-20th centuries (abstract) // Challenges and Perspectives of Musicology. Tbilisi: CGS, 2017. P. 30.
71.    Пространство как музыкальный образ // Вестник Адыгейского государственного университета. – Майкоп. 2016. № 4 (187). C. 255-261.
72.    Профессиональная подготовка педагога-музыканта к работе в современном дошкольном образовательном учреждении // Молодые лидеры. Казань: НОЦ Знание, 2016. С. 211-214 (в соавторстве с М.С. Тимченко).
73.    Отражение сакрального пространства молитвы в музыке академической традиции XVII-XX веков // Богослужебные практики и культовые искусства в полиэтническом регионе. Майкоп: Магарин О.Г., 2016. С. 387-408.

Постоянный участник международных и всероссийских научных конференций в Белграде (2012), Москве (2003), Майкопе (2001 – 2003, 2007 – 2010), Астрахани (2001, 2002, 2009, 2012), Волгограде (2002, 2008, 2011), Краснодаре (2001).

Автор рецензий и отзывов на научные работы, в том числе авторефераты кандидатских диссертаций Т.С. Андрущак «Мемориальность в отечественной музыке последней трети ХХ века (к исследованию феномена)» (Саратов, 2007); О.В. Шмаковой «Финал в симфонических циклах Бартока, Онеггера и Хиндемита (1930 – 1950-е гг.)» (Новосибирск, 2008), И.И. Васирук «Художественно-содержательные особенности фуги в творчестве отечественных композиторов последней трети ХХ века» (Саратов, 2008), Е.В. Парусовой «Пейзажные образы в фортепианном творчестве конца XIX – начала XX веков. К проблеме изобразительности в искусстве» (Саратов, 2010).

Научно-организационная деятельность

Руководитель научного студенческого общества Института искусств Адыгейского государственного университета. Один из организаторов регулярно проводимых Институтом международных научных конференций «Интегративная психология и педагогика искусства в полиэтническом регионе», круглых столов, научно-методических семинаров с участием учителей музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры средних общеобразовательных школ г. Майкопа и Майкопского района, а также (совместно с Министерством образования и науки Республики Адыгея) Первого республиканского конкурса научно-методических работ учителей музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры средних общеобразовательных школ.

Педагогическая деятельность

Ведет следующие дисциплины «История зарубежной музыки», «История русской музыки», «Основы теоретического музыкознания», «Сольфеджио», «Гармония», «Теория музыкального содержания». В педагогическом процессе опора на методологию изучения музыкального содержания с наибольшей степенью проявляется при написании студентами курсовых работ по истории музыки и анализу музыкальных произведений, в квалификационных исследованиях.
Под руководством С.А. Мозгот подготовлены научная работа С.Ш. Мустафаева «Развитие компонентов музыкального сознания старшеклассников», удостоенная медали Министерства образования и науки Российской Федерации (2008), и 4 научные работы, получившие дипломы Всероссийского конкурса научных работ студентов, проводившегося Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена:
1.    Пилина Е. Образы животных в детской фортепианной музыке.
2.    Паходкина К. Проблемы профессиональной подготовки учителя культурологи (в рамках специализации «Учитель музыки»).
3.    Ямбулатова А. Оптимизация процесса обучения игре на домре (из опыта работы ДШИ г. Лабинска).
4. Хитеева О. Проблемы эстетического обучения в ДШИ-гимназии: гендерный аспект.

Методическая деятельность

Проводит методическую работу в среднем звене системы музыкального образования, ДМШ, дошкольном учреждении. Участвует в курсах повышения квалификации в Адыгейском республиканском колледже искусств им. У.Х. Тхабисимова, регулярно читает лекции в Институте повышения квалификации учителей при Адыгейском государственном университете.

Имеет предназначенные для учебного процесса публикации:
1.    Введение в гармонию и полифонию (основы теоретического музыкознания): Уч.-методич. пособие. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2002. 66 с. (в соавторстве с А.Н. Соколовой).
2.    Модуль I по истории зарубежной музыки (от древности до XVII века): Уч.-методич. пособие. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2009. 140 с.
3.    Музыкальная культура Адыгеи: Аслан Готов, Мурат Хупов: Уч.-методич. пособие. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2009. 127 с. (в соавторстве с Н.Л. Чепниян).

Творческая деятельность

Выступает как лектор: на концерте в рамках Всероссийской научной конференции «Музыка и танец: вопросы взаимодействия» (Адыгейский госуниверситет, 2003), концерте, посвящённом юбилею У.Х. Тхабисимова (Адыгейский госуниверситет, 2004), лекции-концерте «Фортепианные концерты Л. Бетховена» (Республиканская филармония, апрель 2007); с темами «Музыкальный звук в произведениях композиторов ХХ века: художественно-выразительные возможности», «Пейзаж в искусстве XIX – XX вв.», «Структура содержания в произведениях изобразительного искусства и музыки», «Особенности восприятия произведений изобразительного и музыкального искусства» – для студентов Адыгейского республиканского колледжа искусств им. У.Х. Тхабисимова (2007) и слушателей Института повышения квалификации учителей Адыгейского госуниверситета АГУ (2008 – 2010).

Статистика

Пользователи : 142
Статьи : 91
Просмотры материалов : 439565