1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

08


07


06


05


04


03


029


028


027


026


024


023


022


0211


021


019


018


015


014

описание

013


012


011


010


009


008


007

1


Библиотека


 

АНОНСЫ ИЗДАНИЙ

1 src=http://muzsoderjanie.ru/images/stories/puti.jpg

ББК 85.310.01
УДК 78.01
М 89

Музыкальное содержание: пути исследования: Сборник материалов научных чтений / Ред.-сост. Л.П. Казанцева. – Краснодар: ООО Издательский дом ХОРС, 2009. – 156 с.

В издании опубликованы доклады ученых из Астрахани, Волгограда, Краснодара, Майкопа, участвовавших в Первых, Вторых и Третьих научных чтениях по проблемам музыкального содержания, состоявшихся в Астрахани и Волгограде в 2007 – 2009 гг.

 С О Д Е Р Ж А Н И Е

От редактора  3
Гущина Е.А. К вопросу о периодизации истории музыки    6
Казанцева Л.П. Подтекстовые смыслы в музыке    11
Шмакова О.В. Симфонический финал как жанр    23
Кожаева С.Б. Семантика арий в коротких мессах И.С. Баха    33
Шевченко О.В. «Повествователь» в романтической балладе «ужаса»    40
Сальникова М.В. Музыкальное воплощение меланхолического темперамента композиторами-романтиками 52
Мозгот С.А. Особенности организации концептуального пространства в фортепианном цикле Р. Шумана «Карнавал»   62
Рахимова Д.А. Традиции «русского ориентализма» в мелодике С.В. Рахманинова   80
Луконина О.И. О музыкальном «прочтении» М. Штейнбергом поэмы М. Лермонтова «Русалка»   89
Шмакова О.В. К вопросу о жанровой типологии зарубежной неоклассической симфонии   95
Васирук И.И. Типология тем в современных фугах   99
Шепшелева О.В. Театральность в хоровых опусах современных отечественных композиторов 118
Андрущак Т.С. «Реквием» А. Ахматовой – Б. Тищенко как мемориальный текст   126
Бескровная Г.Н. Преднамеренное начало как фактор преобразований в интерпретационном процессе  134
Волкова П.С. Феномен реинтерпретации: опыт осмысления (на материале изобразительного искусства)  142

ISBN 978-5-91084-022-9
______________________________________________________________________________________________________________________

alt ББК 85.310.01

УДК 78.01

М 89

Музыкальное содержание: пути исследования: Сборник материалов научных чтений / Ред.-сост. Л.П. Казанцева. – Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.», 2012. Вып. 2. – 199 с.

В издании опубликованы доклады ученых из Астрахани, Волгограда, Краснодара, Майкопа, Красноярска, Кургана, Балакова, участвовавших в Четвертых и Пятых научных чтениях по проблемам музыкального содержания, состоявшихся в Волгограде в 2010 – 2011 гг.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

От редактора-составителя   3

Казанцева Л.П. Музыка о музыке   9

Шмакова О.В. Категория движения в музыке: постановка проблемы в научной концепции Б.В. Асафьева    26

Мозгот С.А. Пространство личности: признаки и способы выражения в музыке   33

Королевская Н.В. О текстоцентрической функции концепта: смыслообразование в циклической вокальной композиции   47

Бегичева О.В. Баллада в опере как проблема «текста в тексте»   61

Бозина О.А. Особенности семантики тональностей в операх Н.А. Римского-Корсакова   75

Рахимова Д.А. Пути эволюции ориентализма в музыке С.В. Рахманинова   84

Васирук И.И. Возвращение из «небытия»: о первом полифоническом цикле ХХ века    90

Андрущак Т.С. Особенности пространственно-временной организации «Styx» Г. Канчели    101

Луконина О.И. Индустриальные мотивы в советской музыке 1920 – 1930-х годов (на примере симфонии «Турксиб» Максимилиана Штейнберга)   113

Осадчая О.Ю. Сталин и Сталинград: к проблеме воплощения «советского мифа» в художественном пространстве города-героя    120

Волкова П.С., Еремеева А.Н. Искусство как социокультурный феномен: проблема интерпретации и реинтерпретации  120

Севастьянова С.С. Музыкально-биографический фильм: от художественного формата к мультипликации    137

Бескровная Г.Н. К методологии исследования музыкально-исполнительского процесса 168

Давыдова С.А. Герменевтический подход к анализу музыкального содержания в ДМШ (ДШИ)   176

Тяжева О.Ю. Электронное методическое пособие к программе «Образно-цветовое восприятие музыки»     184

ISBN 978-5-91692-088-8

_____________________________________________________________________________________________________________________

alt ББК 85.31
А 66
Андрущак Т.С. Мемориальность в отечественной музыке последней трети ХХ века (к исследованию феномена): Монография. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2012. – 190 с.

Рецензенты: доктор искусствоведения, профессор О.И. Кулапина; кандидат искусствоведения, профессор О.В. Бегичева

В книге исследуется специфическое явление музыкальной культуры – сочинения in memoriam. В ряду ключевых этапов развития традиции поминовения в русской академической музыке последняя треть ХХ века репрезентируется как кульминационная фаза преломления эпитафиальной темы.
Музыка in memoriam рассматривается в контексте мировой художественной традиции: наблюдения над генетически родственными мемориальной музыке жанрами из сфер литературы, живописи, скульптурно-архитектурной области искусства выводят автора на образно-тематические универсалии, сквозь призму которых осуществляется анализ широкого круга сочинений отечественных композиторов.
Рекомендовано для музыкантов-профессионалов и любителей музыки.

ISBN 978-5-98461-965-3

___________________________________________________________________________________________________________________________________

alt ББК 85.313(2Рос)
Б 76
Бозина О.А. Семантика тональности в оперном творчестве Н.А. Римского-Корсакова: Монография /  КГАМиТ. – Красноярск, 2013. – 194 с.

Научный редактор – доктор искусствоведения, профессор Л.П. Казанцева
Рецензенты: доктор искусствоведения, профессор В.Э. Девуцкий; доктор искусствоведения, профессор Л.А. Вишневская

Монография посвящена проблеме изучения семантики тональности как смыслообразующего фактора в оперном творчестве Н.А. Римского-Корсакова. Необходимость изучения семантического потенциала тональности как одного из составляющих многомерной структуры оперного жанра обусловлена стремлением проникнуть в более глубокие слои содержания, уяснить особенности музыкального мышления композитора. Семантика тональности рассматривается в стилевом, жанровом и философско-эстетическом аспектах.
Книга адресована музыкантам-профессионалам, студентам музыкальных вузов и всем тем, кто стремится постичь содержание музыки.

ISBN 978-5-98121-046-4

___________________________________________________________________________________________________________________________________

ББК 85.310.5
УДК 781.42
В – 19
Васирук И.И. Полифонические циклы XX века: Учебное пособие. – Волгоград: Издательство «Магарин О.Г.», 2012. – 190 с.

Рецензенты: доктор искусствоведения, профессор Е.В. Вязкова; кандидат искусствоведения, профессор М.Г. Хрущёва.

В учебном пособии рассматриваются композиционные и художественно-содержательные особенности полифонических циклов, написанных отечественными композиторами в XX веке. Для рассмотрения выбраны циклы наиболее интересные с точки зрения их художественных достоинств и становления полифонического цикла в отечественной музыке XX века – как довольно популярные, так и малоизвестные.
Пособие адресовано студентам музыкальных вузов разных специальностей, а также всем, кто интересуется судьбой полифонического цикла в XX столетии.

Рекомендовано Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области музыкального искусства в качестве учебного пособия для педагогов и студентов высших учебных заведений по специальностям 072901 «Музыковедение» и 073201 «Искусство концертного исполнительства».

ISBN 978-5-91692-079-6

______________________________________________________________________________________________________________________

ББК 85.310.5

УДК 781.42

В –19

Васирук И.И. Современная фуга: содержательные аспекты: Монография. – Волгоград: Издательство  «Магарин О.Г.», 2011. – 234 с.

Научный редактор – доктор искусствоведения, профессор Л.П. Казанцева

Рецензенты: доктор искусствоведения, профессор Е.В. Вязкова; доктор искусствоведения, профессор Н.И. Тарасевич

 Предлагаемая книга – опыт исследования художественно-содержательных особенностей современной фуги. В центре внимания автора – наблюдения над фугой, её компонентами и её функционированием в полифоническом цикле отечественных композиторов последней трети XX – начала XXI веков. Содержательные особенности фуги прослеживаются в монографии поэтапно: в теме фуги, фуге в целом, фуге как части цикла. 

ISBN 978-5-91692-054-3

______________________________________________________________________________________________________________________

ББК 87+83

В 67

Волкова П.С. Метафизика огня, или опыт философии искусства. – Краснодар: КУКиИ, 2007. 104 с.

Рецензент – доктор искусствоведения, профессор Л.П. Казанцева

В монографии осуществляется опыт философии искусства, обретаемый в контексте метафизики огня. В числе рассматриваемых художественных оьбразцов – картины У. Ханта («Светоч мира») и П. Клее («Натюрморт», «Смерть и огонь»), скульптура Родена («Мыслитель»), кинематографии А. Тарковского («Жертвоприношение», «Ностальгия»), а также поэзия Фета, Рильке, Цветаевой, Бальмонта.

ISBN 978-5-9266-0258-3

______________________________________________________________________________________________________________________

3 src=http://www.muzsoderjanie.ru/images/stories/reint.jpgББК 87.8
УДК 7.01
В 67

Волкова П.С. Реинтерпретация художественного текста (на материале искусства ХХ века). – Краснодар: ООО Издательский дом ХОРС, 2008. – 199 с.

Рецензент – доктор искусствоведения, профессор Л.П. Казанцева

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение   4
Глава 1. Интерпретация и реинтерпретация: общее и особенное    14
1.1 Интерпретация: к истории вопроса    14
1.2 Реинтерпретация: к истории вопроса    42
1.3 Реинтерпретация как социокультурный феномен    80

Глава 2. Реинтерпретация в искусстве ХХ века    93
2.1 Музыка и кинематограф (анимация)    94
2.2 Кинематограф и литература (поэзия и проза)    128
2.3 Балет и живопись    168

Заключение    194

ISBN 978-5-91084-015-1
______________________________________________________________________________________________________________________

4 src=http://www.muzsoderjanie.ru/images/stories/7777.jpg
ББК 85.31
УДК 78.01
К 14
Казанцева Л.П. Основы теории музыкального содержания: Учебное пособие. Изд. 2-е, исправл. – Астрахань: ГП АО ИПК «Волга», 2009. – 368 с., нот.

Рецензенты: доктор искусствоведения, профессор В.Н. Холопова; кандидат искусствоведения, доцент Н.Н. Калиниченко; кандидат искусствоведения, доцент А.Ю. Кудряшов

    Издание представляет собою первую часть курса «Теория музыкального содержания», разработанного и ведущегося доктором искусствоведения, профессором Л.П. Казанцевой. В нем рассматриваются основные понятия этой теории: тон, средства музыкальной выразительности, интонация, музыкальный образ, пространство и время в музыке, музыкальная драматургия, тема и идея, автор в музыкальном содержании.

ISBN 978-5-98066-069-7

______________________________________________________________________________________________________________________

6 src=http://muzsoderjanie.ru/images/stories/6767.jpg

ББК 85.310.00
УДК 78.01+784
К 14
Казанцева Л.П. Музыкальное содержание в контексте культуры: Учебное пособие. – Астрахань: ГП АО ИПК «Волга», 2009. – 360 с., 24 с. нот.

Рецензенты: доктор философских наук, доктор искусствоведения, кандидат филологических наук, профессор П.С. Волкова; кандидат искусствоведения, доцент Н.Н. Калиниченко; кандидат искусствоведения, доцент О.В. Шевченко

Издание представляет собою материал одноименного учебного курса. Здесь находят продолжение идеи, высказанные в учебном пособии автора «Основы теории музыкального содержания» (Астрахань: ИПЦ «Факел», 2001; 2-е изд. – Астрахань: ГП АО ИПК «Волга», 2009), где были показаны основные понятия этой теории: тон, средства музыкальной выразительности, интонация, музыкальный образ, пространство и время в музыке, музыкальная драматургия, тема и идея, авторское начало. Теперь содержание музыкального произведения рассматривается в музыкальной жизни (в исполнительской интерпретации и восприятии), музыкальной культуре (в соотнесении с жанром, стилем, формой, а также как носитель интертекстуальности и архетипичности), художественной культуре (во взаимосвязях с другими искусствами).

ISBN 978-5-98066-078-9
______________________________________________________________________________________________________________________

7 src=http://www.muzsoderjanie.ru/images/stories/7878.jpg

ББК 85.31р
УДК 78.01
К 14
Казанцева Л.П. Хрестоматия по теории музыкального содержания. – Астрахань: ГП АО ИПК «Волга», 2006. – 544 с., нот + диск МР3

Рецензент – кандидат искусствоведения, доцент Н.Н. Калиниченко

Хрестоматия предназначена для изучения предмета «Теория музыкального содержания» в музыкальных вузах, училищах и ДМШ. Она соотнесена с учебными пособиями по этой дисциплине того же автора: «Музыкальная интонация» (Астрахань: ГУП ИПК «Волга», 1999), «Основы теории музыкального содержания» (Астрахань: ИПЦ «Факел», 2001; 2-е изд. – Астрахань: ГП АО ИПК «Волга», 2009), «Музыкальное содержание в контексте культуры» (Астрахань: ГП АО ИПК «Волга», 2009), а также ее методическим пособием «Анализ музыкального содержания» (Астрахань: АГК, 2002).
В издании предлагается музыкальный материал (нотные и звуковые примеры на диске МР3), позволяющий практически освоить основные теоретические понятия теории музыкального содержания: тон, средства музыкальной выразительности, интонация, музыкальный образ, пространство и время в музыке, музыкальная драматургия, тема и идея, автор в музыкальном содержании, а также проследить динамику содержания музыкального произведения в исполнительской интерпретации, в контексте музыкальной культуры (во взаимоотношениях с жанром, стилем, формой, в интертекстуальных связях с другими произведениями) и взаимодействии с другими видами искусства.
     Имеющее целевую направленность, издание в то же время может быть небезынтересным также для педагогов и учащихся, считающих постижение художественного мира музыки необходимым и в других учебных дисциплинах.

ISBN 5-98066-037-2
______________________________________________________________________________________________________________________

ББК 85.310.01+85.319
УДК 78.01
К 14

Казанцева Л.П. Анализ художественного содержания вокального и хорового произведения: Учебное пособие. –  Астрахань:  ГП АО ИПК «Волга», 2011. –  132 с., нот.

Рецензенты: доктор искусствоведения, профессор В.Н. Холопова;
доктор искусствоведения, профессор Л.Н. Шаймухаметова;
кандидат искусствоведения, доцент М.Г. Хрущёва.

Рекомендовано Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области музыкального искусства в качестве учебного пособия для педагогов и студентов высших учебных заведений по специальности 072901 «Музыковедение».
Перед человеком, включенным в музыкально-педагогический процесс и  занимающимся музыкально-исполнительской деятельностью, постоянно стоит вопрос: каков художественный мир произведения. Эта проблема довольно остра в синтетическом – словесно-музыкальном произведении. Настоящее издание представляет собой учебно-методическую разработку, предлагающую один из путей, ведущих к ответу на этот вопрос.
Для музыкантов-профессионалов, педагогов и студентов музыкальных вузов и средних музыкальных учебных заведений, музыкантов-исполнителей, а также читателей, интересующихся проблемами музыкального искусства и синтеза искусств.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

В в е д е н и е  3
Методология анализа художественного содержания вокального и хорового произведения 6
Образно-художественные черты словесного первоисточника 10
Образно-художественные особенности музыкального компонента 22
Художественное содержание словесно-музыкального произведения 57
З а к л ю ч е н и е 78
Практические задания  80
Темы курсовых работ 83
Список рекомендуемой литературы  83
Приложения 87
1. Стихотворения
2. Аналитические этюды
C. Рахманинов. «Сон» на слова А. Плещеева (из Г. Гейне) ор. 8 № 5
Д. Шостакович. Предисловие к полному собранию моих сочинений и краткое размышление по поводу этого предисловия на слова Д. Шостаковича
Р. Щедрин. Четыре хора на стихи А. Вознесенского. № 4 «Песня вечерняя»
Г. Свиридов. «Пушкинский венок» на слова А. Пушкина. № 4 «Эхо»

ISBN 978-5-98066-102-1

______________________________________________________________________________________________________________________

ББК 85.31
К 68
Королевская Н.В. Слово и музыка в произведениях саратовских композиторов: в пространствах смысла: Монография. – Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2014. – 296 с.

Рецензенты: доктор искусствоведения, профессор Л.П. Казанцева; кандидат искусствоведения, профессор Е.И. Вартанова

Автор исследует творчество саратовских композиторов в жанрах вокального цикла, оратории и вокальной симфонии. Интерес к непреходящим вопросам жизни и смерти, времени, вечности, предназначения художника и смысла творчества предопределил собою метод исследования, позволивший сфокусировать внимание на механизмах смыслообразования.
Для профессионалов и любителей музыкального искусства, интересующихся вопросами музыкально-поэтического синтеза и музыкального смыслообразования.

______________________________________________________________________________________________________________________

8 src=http://www.muzsoderjanie.ru/images/stories/luko.jpg

ББК 85.3
Л 84
Луконина О.И. Музыкально-театральное творчество М.О. Штейнберга в культурном контексте Серебряного века: Монография. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2009. – 223 с., ил.

Рецензенты: доктор искусствоведения, профессор А.Я. Селицкий; доктор искусствоведения, профессор И.Н. Баранова

В книге рассматривается музыкально-театральное наследие петербургского композитора Максимилиана Штейнберга – современника С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина, И.Ф. Стравинского, ученика Н.А. Римского-Корсакова и учителя Д.Д. Шостаковича. Автор репрезентирует тип художественной личности молодого М.О. Штейнберга – яркого представителя эпохи модерна – в зеркале времени. На примере музыки мастера показана роль традиции и ее обновления как факт перелома в общей эволюции культуры Серебряного века.
Исследование опирается на обширный круг источников – печатных и рукописных.

ISBN 978-5-98461-577-8
______________________________________________________________________________________________________________________

alt ББК 85.3
Л 84
Луконина О.И. Максимилиан Штейнберг: художник и время: Монография. – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2012. – 512 с.

Научный редактор: доктор искусствоведения, профессор Л.П. Казанцева
Рецензенты: доктор философских наук, доктор искусствоведения, кандидат филологических наук, профессор П.С. Волкова; кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Н.Ф. Фирсова; кандидат искусствоведения, доцент Т.С. Андрущак

В монографии рассматриваются жизнь и творчество композитора Максимилиана Осеевича Штейнберга (1883 – 19436) – одного из творцов, оставшегося в тени его великих современников Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Глазунова, А.Н. Скрябина, С.В. Рахманинова, Д.Д. Шостаковича. Музыкальное наследие, музыкально-общественная и педагогическая деятельность мастера показываются в широком художественном контексте эпохи на основе рукописей и архивных материалов.
Книга адресована музыкантам-профессионалам, а также читателям, интересующимся отечественной художественной культурой.

ISBN 978-5-906081-39-1

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

9 src=http://www.muzsoderjanie.ru/images/stories/mozgot.jpg

ББК 85.31
УДК 78 (09)
М 74
Мозгот С.А. Музыкальное пространство в творчестве Клода Дебюсси: Монография. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2008. – 202 с., нот., сх.

Научный редактор: доктор искусствоведения, профессор Л.П. Казанцева
Рецензенты: кандидат искусствоведения, и.о. профессора Л.А. Купец; кандидат искусствоведения, и.о. профессора Л.В. Саввина

В книге исследуется категория пространства как стилеобразующее свойство в творчестве Клода Дебюсси. Рассматриваются приёмы, способы и методы изучения музыкального пространства, сложившиеся в отечественной науке. Предложен исторический дискурс, раскрывающий понимание композиторами европейской профессиональной традиции пространственных свойств музыки с XIII по ХХ века. Апробируется ряд приёмов и способов изучения пространства в музыке (в частности, в музыкальном звуке, интонации и музыкальной драматургии), составляющих основу разработанного автором аналитического метода.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие    4
Введение    6

Глава 1. Категория пространства в музыкальном искусстве и науке   15
§ 1. Исследование категории пространства в музыкознании: обзор методологических подходов    15
§ 2. Особенности художественного отражения пространства в структуре музыкального содержания     30

Глава 2. Фонетический уровень: пространственность звука в музыке Дебюсси    52
§ 1. Художественно-пространственные свойства звука    52
§ 2. Масса звука как музыкально-эстетический феномен    58
§ 3. Объем и плотность – факторы преодоления массы звука    71

Глава 3. Интонационно-семантический уровень: вне- и метамузыкальное в музыкальном пространстве Дебюсси.    95
§ 1. Приемы воплощения внемузыкального    97
§ 2. Пространственность интонации и внемузыкальное в архетипах «призыва», «просьбы» и «игры»    106
§ 3. Пространственные свойства интонации в выражении метамузыкального: архетип «медитации»    121

Глава 4. Драматургический уровень: пространство в образно-художественном мире Клода Дебюсси   138
§ 1. Совпадение пространственных позиций субъекта и объекта    144
§ 2. Несовпадение пространственных позиций субъекта и объекта    155
§ 3. Концептуальное пространство как способ кристаллизации художественной идеи в опере «Пеллеас и Мелизанда»    166

Заключение    176

ISBN 978-5-85108-172-9
______________________________________________________________________________________________________________________

alt ББК 85.313 (2=411)52–8+85.310,01
УДК 78.03.09
Рахимова Д.А. Ориентализм в музыке С.В. Рахманинова: монография. – Волгоград: Изд-во ВИИ им. П.А. Серебрякова, МИРИА, 2013. – 208 с.

Научный редактор: доктор искусствоведения, профессор Л.П. Казанцева    
Рецензенты: доктор искусствоведения, профессор Г.П. Овсянкина; доктор искусствоведения, профессор М.Н. Дрожжина
В монографии рассматриваются особенности ориентализма в музыке великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова (1873 – 1943). Русский музыкальный ориентализм прослеживается на эстетическом, художественно-образном, стилистическом уровнях как в творчестве предшественников, так и в музыке самого композитора. Ориентализм Рахманинова показан в ракурсе эволюции его творчества и во взаимосвязи с общим процессом становления «русской музыки о Востоке». Исследование опирается на широкий круг источников. Издание содержит нотные примеры и иллюстрации.
Книга адресована музыкантам-профессионалам, студентам музыкальных вузов и всем, кто интересуется вопросами русской музыкальной культуры и творчеством С.В. Рахманинова.

ISBN 978-5-903801-23-7

__________________________________________________________________________________________________________________________________

10 src=http://muzsoderjanie.ru/images/stories/schev.jpg


Шевченко О.В. Образно-содержательные линии музыкального искусства Серебряного века: Лекция по курсу «Теория музыкального содержания». – Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2007. – 47 с.

Рецензенты: доктор искусствоведения, профессор Л.П. Казанцева; кандидат философских наук, доцент Е.А. Гущина

Издание представляет собою изложение одной из тем курса «Теория музыкального содержания». В ней рассматриваются ведущие тематические линии одного из самых противоречивых периодов отечественного искусства – Серебряного века, дается их общая характеристика в художественном контексте эпохи.


______________________________________________________________________________________________________________________

alt

ББК 85.31 (2)
Ш 37
Шевченко О.В. Слушаем музыку вместе: Учебно-методическое пособие по слушанию музыки для детей старшего дошкольного возраста. – Волгоград: Бланк, 2010. Ч. 1. – 68 с. + CD, DVD.

Рецензенты: доктор искусствоведения, профессор, действительный член (академик) Международной академии информатизации, член-корреспондент Российской академии естествознания Л.П. Казанцева; доктор педагогических наук, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования В.Г. Мозгот

Издание, включающее в себя конспекты занятий, электронное пособие для демонстрации музыки в сопровождении слайд-шоу и фонохрестоматию, призвано помочь педагогам и родителям в организации процесса слушания музыки.
Пособие адресовано музыкальным руководителям и воспитателям детских садов, учителям, работающим в подготовительных классах ДМШ и ДШИ, родителям для совместного слушания, чтения и просмотра с детьми.

ISBN 978-5-98820-056-7

______________________________________________________________________________________________________________________

  ББК 74.100.551.3я7

 Ш 37

Шевченко О.В. Слушаем музыку вместе: Учебно-методическое пособие по слушанию музыки для детей старшего дошкольного возраста. – Волгоград: Бланк, 2010. Ч. 2. – 76 с. + CD, DVD.

Рецензенты: доктор искусствоведения, профессор, действительный член (академик) Международной академии информатизации, член-корреспондент Российской академии естествознания Л.П. Казанцева; доктор педагогических наук, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования В.Г. Мозгот

Данное издание представляет собой вторую часть учебно-методического комплекта по слушанию музыки для детей 5-7 – летнего возраста. Сквозной во второй части Пособия стала тема «Времена года». Собранный в нем музыкальный, картинно-иллюстрированный, литературно-художественный материал не только знакомит детей с циклической сменой сезонов, но и помогает установить связи между эмоциональной, изобразительной сторонами музыки и предметами, явлениями окружающего мира.

Учебно-методический комплект включает в себя: учебно-методическое пособие (76 стр.), фонохрестоматию (35 треков) и электронное пособие (14 презентаций).

Пособие адресовано музыкальным руководителям и воспитателям детских дошкольных учреждений, учителям подготовительных классов ДМШ, ДШИ, а также родителям и детям для совместного слушания, чтения и просмотра.

ISBN 978-5-98820-076-5

______________________________________________________________________________________________________________________

alt ББК 85.314.1
УДК 784.5 + 781.1
Ш 48
Шепшелёва О.В. Современная отечественная хоровая музыка: выразительность звука: Монография. – Астрахань: Волга, 2012. – 196 с., нот.

Научный редактор доктор искусствоведения, профессор Л.П. Казанцева
Рецензенты: доктор искусствоведения, профессор Г.П. Овсянкина; доктор философских наук, доктор искусствоведения, кандидат филологических наук, профессор П.С. Волкова; кандидат искусствоведения, профессор В.А. Шуранов

Предлагаемая книга посвящена исследованию содержательного аспекта звука в хорах a cappella современных отечественных композиторов. В монографии уточнены понятия «звук», «звучание», «тон», выявлены образно-художественные возможности параметров звука; рассмотрена проблема выразительности звука в контекстах фактуры и пространства звучания.
Монография адресована музыкантам-профессионалам, педагогам и студентам музыкальных вузов и средних музыкальных учебных заведений, а также всем читателям, интересующимся современной хоровой музыкой и художественно-содержательными свойствами звука.

ISBN 978-5-98066-106-9

______________________________________________________________________________________________________________________

12 src=http://www.muzsoderjanie.ru/images/stories/shmakova.jpg

ББК 85.31 (2)
Ш 71
Шмакова О.В. Из истории отечественной музыки ХХ века: симфонические циклы от Танеева до Шостаковича: Уч. пособие. – Волгоград: ВМИИ им. П.А. Серебрякова, 2009. – 136 с.

Рецензенты: доктор искусствоведения, профессор Л.П. Казанцева; доктор искусствоведения, профессор А.Я. Селицкий

В учебном пособии рассматриваются драматургические, структурные, концептуальные особенности симфонических циклов, написанных отечественными композиторами и составивших классический фонд данного жанра в ХХ веке. Представлены наиболее знаковые фигуры и их опусы, характеризующие векторы эволюции жанра в отечественной музыке – симфонии «от Танеева до Шостаковича» (1898-1971): IV симфония Танеева, III симфония Скрябина, III симфония Рахманинова, VI симфония Мясковского, а также «Симфония в трех движениях» Стравинского, симфоническое творчество Прокофьева и Шостаковича.
Предназначенное для студентов музыкальных вузов, учебное пособие в то же время может быть использовано всеми, кто интересуется проблемами постижения музыкально-художественного смысла, воплощения концепции Человека, отражения картины мира в жанре симфонического цикла.

ISBN 978-5-98820-037-6
______________________________________________________________________________________________________________________

13 src=http://www.muzsoderjanie.ru/images/stories/shmak.jpg

ББК 85.315
УДК 785.11
Ш 71
Шмакова О.В. Финал в симфонических циклах Бартока, Онеггера и Хидемита (1930 – 1950 годы: Монография. – Волгоград: Мирна, 2009. – 238 с.
Научный редактор – доктор искусствоведения, профессор Л.П. Казанцева

Рецензенты: доктор искусствоведения, профессор В.И. Нилова; доктор культурологии, кандидат искусствоведения, профессор А.М. Лесовиченко

В монографии освещаются художественно-образные особенности финала в зарубежных симфонических циклах середины ХХ века. Автор выстраивает иерархию уровней музыкально-философского содержания в избранных опусах Бартока, Онеггера и Хиндемита сквозь призму финального этапа: от интонационно-лексического через драматургический к концептуальному. Тем самым заданный вектор к крешендированию  смысловому акценту в заключительном разделе работы  подобен логике изучаемых  симфонических циклов, завершающихся финалом-кульминацией. Особое внимание уделено пониманию симфонического финала как жанра. Типологический «срез» содержания симфонических финалов в рамках цикла становится основанием для позиционирования семантической модели, образуемой взаимодействием сфер Радости, Трагедии и Вечности.

О Г Л А В Л Е Н И Е

Введение   3
Глава 1.    Интонационно-лексический спектр финалов в симфонических циклах Бартока, Онеггера и Хиндемита 16
§ 1. Образная сфера Радости      19
§ 2. Образная сфера Трагедии    28
§ 3. Образная сфера Вечности    47

Глава 2. Музыкальная драматургия финалов в симфонических циклах Бартока, Онеггера и Хиндемита    66
§ 1. Симфонический финал-апофеоз с восходящим профилем драматургии    70
§ 2. Симфонический финал-трагедия с нисходящим профилем драматургии    87

Глава 3.  Финал в симфонических циклах Бартока, Онеггера и Хиндемита: идеи, функция, жанр    101
§ 1. Художественные идеи в финалах симфонических циклов    105
§ 2. Кульминирующая функция финалов в симфонических циклах    127
§ 3. Симфонический финал как жанр в рамках цикла    156

Заключение    179

ISBN 978-5-903801-05-3

__________________________________________________________________________________________________________________________________

alt ББК 85.31

Исследования зарубежной и отечественной музыки: Сборник научных статей и материалов / Автор-составитель О.В. Шмакова. – Волгоград: ВИИ им. П.А. Серебрякова. ООО «МИРИА», 2013. – 264 с.

В юбилейный сборник вошли избранные статьи кандидата искусствоведения, доцента Волгоградского института искусств им. П.А. Серебрякова Ольги Владимировны Шмаковой наряду со статьями и материалами дипломных работ выпускников-музыковедов. Собранные вместе, они представляют общее концептуальное пространство, в центре которого – проблемы изучения музыкального содержания как сложной иерархии тем, идей и концепций.
Издание адресовано специалистам в области музыковедения, философии искусства, всем, кто интересуется историей и теорией жанров, стилей, а также эстетико-философской интерпретации музыки.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

ЧАСТЬ 1 СИМФОНИЧЕСКИЙ ЦИКЛ И СИМФОНИЧЕСКИЙ ФИНАЛ
КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА
О.В. Шмакова
Симфонический финал как жанр в рамках цикла 5
Симфонические финалы Бартока, Онеггера и Хиндемита: к вопросу воплощения образной сферы Вечности 13
Христианские образы в отечественных симфониях первой половины ХХ века  29
Музыкально-пластическое воплощение концепции Человека в Симфонии в трёх движениях» И. Стравинского  36
«Парадигма судьбы» в последнем симфоническом финале Д. Шостаковича  43

Часть 2 НАУЧНЫЕ ИДЕИ В ЗАКЛЮЧЕНИЯХ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
СТУДЕНТОВ КЛАССА О.В. ШМАКОВОЙ

В. Гаврилова. Драматургия оперы «Огненный ангел» С. Прокофьева
как художественно-образная система  50
А. Королёва. От «Аполлона» к «Орфею»:диалоги в искусстве И. Стравинского  56
О. Волкова. «Анна Каренина» Р. Щедрина как явление отечественного неоромантического театра 1970–1980 годов  59
К. Сорокина. Жанровый стиль фортепианных прелюдий Клода Дебюсси: к проблеме интертекстуальности  65
Е. Белозёрцева. Жанровый анализ оперы «Каменный гость» А.С. Даргомыжского: к вопросу воплощения «трагического мифа» 75
Ю. Шультайс. «Каменный цветок» С.С. Прокофьева: к вопросу о художественной концепции балета 79
О. Шабаева. «Спящая красавица» П.И. Чайковского: феерия, сказка, академический балет  87
Ю. Куранова. «Персефона» И.Ф. Стравинского: к вопросу художественной исследовательской интерпретации 96
И. Пехтелева. Архетип Девы-матери в неоклассических операх И.Ф. Стравинского  100
А. Черницына. «Рейнская симфония» в контексте романтических исканий Р. Шумана  106
К. Трофимова. «Вестсайдская история» Л. Бернстайна: к вопросу воплощения жанрового содержания мюзикла  107

ЧАСТЬ 3 МУЗЫКАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ

О. Шабаева. Драматургическое значение Пролога в балете «Спящая красавица» П. И. Чайковского 108
О.В. Шмакова. «Мавра» Стравинского по прочтении Пушкина (опыт психоанализа творческого процесса) 115
А.В. Королёва. Воплощение лирических образов в опере «Мавра» и балете «Поцелуй феи» И.Ф. Стравинского  121
Ю. Куранова. оэтика и логика мифа в «Персефоне» И. Стравинского  130
А.В. Королёва. Трактовка орфической темы в оперном творчестве Н. Римского-Корсакова и неоклассицистском балетном творчестве И. Стравинского  153
И. Пехтелева. Архетипические и музыкально-поэтические характеристики Энн Трулав
в опере «Похождения повесы» И.Ф. Стравинского 165
А.В. Королёва. Балет «Агон» И.Ф. Стравинского: к вопросу о претворении неоклассицистских тенденций 180
А.В. Королёва. Стравинский и Дягилев: некоторые размышления об уникальном творческом содружестве  187
В.С. Гаврилова. Прокофьев и Дягилев: из истории творческого сотрудничества 192
В.С. Гаврилова. Прокофьев-режиссёр (к вопросу о трактовке либретто «Игрока») 03
О.В. Шмакова. Библейские мотивы в опере «Воццек» А. Берга  214
В.С. Гаврилова. К вопросу о трактовке мистического начала в опере С.С. Прокофьева «Огненный ангел». 216
О.В. Шмакова. Музыкально-художественное воплощение образа Урсулы-блудницы в концепции симфонии «Художник Матис» Хиндемита 225
О.В. Шмакова, О.П. Малкова. Д. Шостакович – И. Машков: по прочтении советского мифа в 1930-е годы  231
К. Трофимова. Арт-рок: к вопросу взаимодействия академической и рок-музыки  236
Е. Белозёрцева. О художественной концепции альбома группы Биттлз «Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера» 241
В.С. Гаврилова. «Barcelona» Ф. Меркьюри – М. Морана: концепция Человека и некоторые черты музыкального стиля альбома  247

P.S.
O. Shmakova
Movement in the reflection of musical lexemes:
The question embodiment concepts of joy and tragedy  257

__________________________________________________________________________________________________________________________________

ББК 85.310.01
УДК 78.01
М 89
Музыкальное содержание: пути исследования: Сборник материалов научных чтений / Ред.-сост. Л.П. Казанцева. Вып. 3. – Астрахань: ГП АО ИПК «Волга», 2016. – 183 с.

В издании опубликованы доклады участников научных чтений по проблемам музыкального содержания, состоявшихся в Волгограде в 2012 и 2013 гг.
Для музыкантов-профессионалов, студентов музыкальных вузов и средних музыкальных учебных заведений, а также читателей, интересующихся проблемами музыкального искусства.


С О Д Е Р Ж А Н И Е

От редактора-составителя    3

Бегичева О.В. Жанровые пересечения музыкального романтизма: баллада в мелодраме 9
Мозгот С.А. Приемы моделирования персонального пространства в камерно-вокальных произведениях романтиков 45
Андрущак Т.С. Культура увековечивания и мемориальная музыка как одна из ее форм 58
Королевская Н.В. Симфонии В.Г. Королевского в свете теории смыслового взрыва Ю.М. Лотмана 69
Бозина О.А. Семантика тональностей как действенный фактор оперной драматургии в творчестве Н.А. Римского-Корсакова 89
Шмакова О.В. Симфонии-драмы Артура Онеггера: к вопросу тональной драматургии 95
Луконина О.И. Образ Тиля Уленшпигеля в музыке 100
Волкова П.С., Невская П.В. Феномен реинтерпретации: опыт осмысления (на примере «Герники» П. Пикассо) 109
Казанцева Л.П. Образно-художественный мир творчества М.К. Чюрлёниса    120
Рахимова Д.А. «Персидские мотивы» в европейской художественной культуре XIX века 143
Шмакова О.В. Камерно-вокальная и оперная музыка: исполнительский практикум по типологии музыкальной образности 148
Бескровная Г.Н. Импровизационность как категория музыкально-исполнительского искусства 156
Никитенко О.Г. Смысловыразительные исполнительские средства казачьей песни Волгоградской области как задача современных фольклорных ансамблей 164

ISBN 978-5-98066-189-2

Статистика

Пользователи : 142
Статьи : 91
Просмотры материалов : 386492